Автодром
Колесо - одна из основ всей современной цивилизации, изобретение, обеспечившее развитие науки и техники,
технологий. Повозка на колесах - основное транспортное средство древних миров, благодаря которому распространялись
знания, товары, народы. Издавна колесо в той или иной степени было символом света, развития, солнца, добра.
И при всей кажущейся простоте колеса - с давних времен мастера колёсного дела были одной из элит технического
ремесленничества, будь то деревенские ремонтники телег или каретники императорских дворов.
Двигатель внутреннего сгорания, промышленная обработка металла, резина и процесс вулканизации, синтетические
материалы и возможности автоматизации превратили колесо в сложный составной продукт современных технологий.
Как правило, автомобилисты выделяют в колесе современного транспорта два основных элемента - диск и шину.
В действительности, каждое из этих элементов в свою очередь составляется из множества разных деталей и элементов.
Поэтому колес бывает много, и колеса бывают разные... Для каждого автомобиля необходимы свои колеса, у водителей того или
иного транспорта бывают свои предпочтения в выборе колес. Предложения со стороны производителей зачастую настолько
разнообразны и многочисленны, что сделать выбор конкретной модели становится проблемой.
Классификация шин
Классификация шин производится в зависимости от назначения, специфики применения, конструктивных особенностей, размеров и т.п. В зависимости от назначения различают шины легковых и грузовых автомобилей. Шины легковых автомобилей применяют на автобусах малой вместимости и грузовых автомобилях малой грузоподъемности, шины грузовых автомобилей — на грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности, прицепах и полуприцепах, автобусах и троллейбусах. Шины Р и РС отличаются от шин обычной конструкции расположением нитей корда в каркасе, формой профиля, слойностью, особенностями брекера, бортовой частью, протектором и свойствами применяемых материалов.
Устройство шины
Камерная шина состоит из покрышки, камеры и ободной ленты (флепа). Почти все выпускаемые в настоящее время шины предназначены для монтажа на ободья с коническими полками. Различают шины низкого, среднего и высокого давлений. Покрышки легковых автомобилей по своей конструкции, габаритным размерам и качеству применяемых материалов отличаются от покрышек грузовых автомобилей. Камера представляет собой кольцевую трубу, изготовленную из воздухонепроницаемой эластичной резины, снабженную вентилем. Для различных покрышек применяются камеры с различной толщиной стенок.
Резина каркаса
Вулканизация — это сложный физико-химический процесс взаимодействия каучука с серой, протекающий при нагреве резиновой смеси. В результате этого процесса происходит изменение свойств каучука: он теряет пластичность и растворимость в нефтепродуктах и других растворителях, приобретает прочность, эластичность и ряд других положительных качеств.
Протектор и борта покрышки
Протектор. Протектором называется толстый слой резины, расположенный по короне покрышки и соприкасающийся с дорогой при качении колеса. Назначение протектора состоит в том, чтобы обеспечивать шине износостойкость, хорошее сцепление с дорогой, ослаблять воздействие толчков и ударов на каркас шины. Бортами называются жесткие части покрышки, служащие для крепления ее на ободе колеса. Оки образуются из крыльев, обернутых концами слоев корда. В многослойных покрышках каждый борт содержит обычно два крыла.
Шины с металлокордом
"Шины с металлокордом выпускаются трех типов: с металлокордом в каркасе и брекере; с нейлоновым кордом в каркасе и металлокордом в подканавочном слое; с меридиональным расположением нитей стального или нейлонового - корда в каркасе и металлокордом в брекере."
Классификация колес
Колеса принято классифицировать по их принадлежности к тому или иному типу автомобиля, по типу применяемых шин, конструкции колеса и обода, технологии изготовления обода.
Конструкция колес
Колеса легковых автомобилей однотипны по конструкции и представляют собой неразъемное соединение обода с диском, которое осуществляется точечной контактной сваркой. Колеса грузовых автомобилей рассчитаны на значительно большие нагрузки, чем колеса легковых автомобилей, и предназначены для монтажа шип с более жесткими бортами и большей массой. Для облегчения монтажно-демонтажных работ большинство колес грузовых автомобилей изготовляют разборными.
Колеса специального назначения
Колеса специального назначения применяют на автомобилях повышенной и высокой проходимости. Они предназначены для монтажа шин с увеличенной шириной профиля, низким и переменным давлением воздуха, относительно эластичным каркасом. Такие колеса должны обеспечивать надежное закрепление бортов шины на ободе независимо от величины внутреннего давления воздуха в шине. Колеса крупногабаритных шин применяют для автомобилей большой грузоподъемности, тягачей и дорожных машин. Их делают преимущественно бездисковыми.
Материалы для изготовления колес
Детали автомобильных колес изготовляют из углеродистых конструкционных сталей общего назначения. Выбор марки стали, обусловлен назначением и условиями работы деталей, их конструкцией и технологией изготовления.
Факторы надёжности колес и шин
В процессе работы автомобильное колесо нагружается внешними силами, моментами и внутренним давлением в шине. На колесо со стороны дороги действуют нормальная, продольная и боковая реакции. Диск колеса нагружается нормальной, боковой и продольной силами, а также силой от запрессовки диска в обод. В результате в его элементах возникают сложные напряжения. Диск колеса работает в основном на усталость. От качества изготовления, прочности, надежности колес в большой степени зависит надежность работы шин и безопасность движения автомобиля. На работу шины и автомобиля в целом влияют: ширина профиля обода, диаметр посадочных полок и их наклон, высота и форма бортовой закраины, множество других характеристик и параметров.
Главная | Автодром