Волшебство науки
История науки Биографии Открытая наука Исследования Автодром Библиотека

Устройство шины

 Камерная шина состоит из покрышки, камеры и ободной ленты (флепа). Почти все выпускаемые в настоящее время шины предназначены для монтажа на ободья с коническими полками.

Различают шины низкого, среднего и высокого давлений.

Шины

Шины низкого давлениЯ по сравнению с шинами высокого давлени¤ имеют больший внутренний объем, меньшее число слоев корда, большую глубину канавок протектора, они обладают лучшей амортизирующей способностью. Для шин низкого и среднего давлени¤ допускаемая величина относительного сжатия в нормальном направлении под нагрузкой колеблется от 9 до 15%, а для шин высокого давления от 7 до 12%.

Покрышка

Покрышка шины имеет сложную конфигурацию и состоит из ряда конструктивных элементов.

Отпечатки покрышек

Покрышки легковых автомобилей по своей конструкции, габаритным размерам и качеству применяемых материалов отличаются от покрышек грузовых автомобилей. Они имеют более эластичный каркас, меньшую высоту и большую расчлененность рисунка протектора, меньшие наружный и посадочный диаметры.

Ввиду большей величины допускаемой относительной деформации, большего числа циклов нагружении на единицу пройденного пути и больших скоростей движения покрышки легковых автомобилей имеют по сравнению с покрышками грузовых автомобилей меньший срок службы. У бескамерных шин к внутренней стороне покрышки привулканизован герметизирующий слой.

Камера

Камера представляет собой кольцевую трубу, изготовленную из воздухонепроницаемой эластичной резины, снабженную вентилем.

Следы от колес автомобиля

Для различных покрышек применяются камеры с различной толщиной стенок (1,5—5 мм). Толщина стенки по поперечному сечению камеры неодинакова: она несколько больше на участке протектора, чем у приободной части.

При качении колеса камера в рабочей зоне шины испытывает знакопеременную деформацию. Из-за образования и накопления тепла внутри покрышки и плохого его отвода камера работает в тяжелых температурных условиях, в связи, с чем к материалу ее предъявляются очень высокие требования. Резина, применяемая для изготовления камер, должна быть воздухонепроницаемой, эластичной, обладать высокой усталостной прочностью, хорошо сопротивляться проколам и раздирам, сохранять высокие механические качества в широком диапазоне изменения температур, быть стойкой против окисления и теплового старения и не должна изменять своих размеров в эксплуатации. Повышение стойкости резин к проколам и раздирам обеспечивается как подбором соответствующих прочностных характеристик резины, так и применением несколько больших по диаметру камер для данного размера покрышек.

Ободная лента устанавливается между камерой и ободом колеса для предохранения камеры от истирания об обод колеса и от защемления бортами покрышки.

Шины, предназначенные для монтажа на глубокие ободья, ободных лент не имеют.

Каркас покрышки и его назначение

.

Каркас, являясь основной частью покрышки, ограничивает объем накаченной камеры и передает нагрузки, действующие на колесо со стороны дороги, на обод колеса.

След покрышки колеса

Каркас состоит из нескольких наложенных друг на друга слоев прорезиненного корда и резиновых прослоек-сквиджей. Кордное прорезиненное полотно разрезают на косынки под углом от 30 до 40° и посредством стыкования внахлестку нескольких косынок изготовляют кордный слой каркаса. Число стыков в слое не рекомендуется делать более трех, а ширину нахлестки — более 3—5 ниток. Для лучшей сбалансированности покрышки необходимо места стыков косынок в слоях каркаса распределять таким образом, чтобы получалась уравновешенная система. Концы слоев корда закрепляют в бортах, а часть из них заворачивают вокруг крыльев бортов.

Нити смежных слоев корда перекрещиваются между собой под определенным углом. Два смежных слоя образуют ткань, состоящую из основы и утка. Нити корда в шине располагаются спирально, их натяжение в слое должно быть одинаковым. Каждая нить изолирована от других нитей и связана с ними резиной. При работе шины резина не только предохраняет нити корда от влаги и перетирания, но и оказывает влияние на условия работы и распределение нагрузок между ними. Она обеспечивает прочную связь между элементами каркаса.

Нити корда обкладываются резиной с обеих сторон. Наиболее часто применяется корд с толщиной прорезиненного слоя 1,0—1,5 мм при толщине нити 0,6—0,8 мм.

Существенное влияние на работу каркаса оказывают: толщина (калибр) корда, его плотность, теплостойкость и равномерность натяжения нитей. Уменьшение толщины каркаса приводит к уменьшению потерь на трение, а следовательно, и уменьшению теплообразования, улучшению условий охлаждения, уменьшению расхода резины, облегчению шины, к большей равномерности работы слоев и к улучшению ряда других ее качеств.

При деформации резино-кордной конструкции различают два вида трения: молекулярное—в материалах резины и корда и механическое — между структурными частицами корда, а также между нитями корда и резиной при плохой адгезии между ними. Величина трения должна быть, возможно, меньшей. Особое внимание нужно уделять обеспечению хорошего сцепления между резиной и элементами нити корда покрышки: в противном случае может наблюдаться их расслаивание. Для улучшения сцепления между резиной и кордом последний пропитывают специальными веществами — латексами. Хорошее сцепление между резиной и кордом сводит к минимуму потери на механическое трение в резино-кордной конструкции.



Далее: Резина каркаса

Главная   |  Автодром  |  Устройство шины







Единство мира как проблема современной науки
Среди вечных философских проблем, кардинальных вопросов мировоззрения идея единства мира занимает особое место...
Ноосфера - единство общества и природы
Абсолютизация разнообразных видов и форм природных взаимосвязей нередко приводит к спекулятивным утверждениям...
Единство мира как методологическая проблема
Современный этап развития научного знания характеризуется все в большей степени тенденцией к единству науки...
© Волшебство науки, 2010-2017
Научные открытия, история науки, научные достижения, наука вокруг нас.
Биографии великих учёных. Техника и технология через призму научных теорий.