Волшебство науки
История науки Биографии Открытая наука Исследования Автодром Библиотека

Колеса специального назначения

Колеса специального назначения применяют на автомобилях повышенной и высокой проходимости. Они предназначены для монтажа шин с увеличенной шириной профиля, низким и переменным давлением воздуха, относительно эластичным каркасом. Такие колеса должны обеспечивать надежное закрепление бортов шины на ободе независимо от величины внутреннего давления воздуха в шине.

Колеса специального назначения

Колеса специального назначения можно разделить на колеса для шин с регулируемым давлением обычного и уширенного профиля и колеса для арочных шин и пневмокатков.

Для шин с регулируемым давлением применяют обычно дисковые колеса с разборными ободьями и распорными кольцами. Такое колесо состоит из обода и закраины, скрепленных болтами, и распорного кольца. Распорное кольцо — разрезное со специальным шарнирным замком прижимает борта шины к закраинам обода.

Для обеспечения возможности монтажа и демонтажа кольца внутри шины с помощью двойного шарнира свертывают кольцо, т. е. уменьшают его наружный диаметр. В рабочем положении замок удерживает распорное кольцо в сомкнутом состоянии. Наличие распорного кольца значительно усложняет монтажно-демонтажные операции шины на ободе и увеличивает дисбаланс колеса.

На ободьях старой конструкции, не имеющих конических полок, распорное кольцо прижимает борта шины к закраинам обода и тем самым обеспечивает передачу колесом крутящих моментов даже при отсутствии давления воздуха в шинах.

Трак на специальных колесах

У современных ободьев с коническими полками передача крутящего момента от шины к ободу при отсутствии давления воздуха может быть обеспечена плотной посадкой бортов шины на конических полках обода. Распорное кольцо в этом случае удерживает борта шины от случайного сползания с конических полок обода. Работы Центрального конструкторского технологического бюро колесного производства (ЦКТБ колесного производства, г. Челябинск), показали, что при правильном выборе величины натяга и формы полки обода распорное кольцо становится ненужным, вследствие чего конструкция колеса упрощается, делается герметичной. На такое колесо можно устанавливать бескамерные шины.

Для арочных шин применяются специальные колеса с мягким уплотнителем. Колесо состоит из специального обода (сферической обечайки) с приваренными к нему внутренними бортовыми кольцами и диском, съемных бортовых колец, резиновых уплотнительно-компенсирующих колец и крепежных болтов и гаек.

Колеса крупногабаритных шин

Колеса крупногабаритных автомобилей

Обод состоит из основания, изготовленного из двух деталей (замочной части и посадочного кольца), бортовых колец, съемного посадочного разрезного кольца и разрезного замочного кольца. Замочная часть имеет коническую поверхность А с углом 28° для монтажа обода на бездисковую ступицу, а посадочные кольца — конические поверхности с углом 5° для прочной посадки бортов шины. Введение конических полок с углом 5° и посадка на них бортов шины с натягом 0,7—1,0 мм на диаметр обеспечивают надежное закрепление шины на ободе даже при передаче колесом максимальных тяговых усилий.

На ободе предусмотрены фиксаторы и ограничитель. Первые предохраняют от возможного проворачивания бортовые кольца относительно обода при передаче больших крутящих моментов, а второй — обода относительно ступицы колеса. На ободе имеются несквозной вентильный паз, а также пазы на посадочных кольцах. Последние нужны для снятия бортов шины с конических полок с помощью специальных монтажных лопаток.

Наиболее перспективной и технологичной конструкцией обода для автомобилей-самосвалов и тягачей грузоподъемностью 18 т и более является пятикомпонентная конструкция. Для изготовления основных компонентов ободьев применяют горячекатаные профили. Из них методом холодной завивки, сварки и последующей калибровки делают отдельные детали и обод в целом.

Ввиду большой массы крупногабаритных шин и ободьев для монтажа и демонтажа шины на ободе и установки колеса в сборе с шиной на ступицу необходимо иметь подъемное оборудование.

Далее: Материалы для изготовления колес

Главная   |  Автодром  |  Колеса специального назначения



Конференция СПТЭ-2024







Единство мира как методологическая проблема
Современный этап развития научного знания характеризуется все в большей степени тенденцией к единству науки...
Единство мира как проблема современной науки
Среди вечных философских проблем, кардинальных вопросов мировоззрения идея единства мира занимает особое место...
Ноосфера - единство общества и природы
Начало XXI века отмечено развитием автоматизированных и компьютерных систем, бурным ростом технологий...
© Волшебство науки, 2010-2024
Научные открытия, история науки, научные достижения, наука вокруг нас.
Биографии великих учёных. Техника и технология через призму научных теорий.

Интернет-технологии с Tatsel.ru