История науки | Биографии | Открытая наука | Исследования | Автодром | Библиотека |
Протектор и борта покрышкиПротектор. Протектором называется толстый слой резины, расположенный по короне покрышки и соприкасающийся с дорогой при качении колеса. Назначение протектора состоит в том, чтобы обеспечивать шине износостойкость, хорошее сцепление с дорогой, ослаблять воздействие толчков и ударов на каркас шины, частично поглощать колебания и в первую очередь крутильные колебания в трансмиссии автомобиля, предохранять каркас и камеру от механических повреждений (порезов, надрывов, проколов и др.) и влаги. В процессе качения колеса протектор работает на растяжение, двустороннее сжатие и сдвиг. Указанные деформации протектора имеют большую величину, чем те же деформации каркаса и брекера. Протектор состоит из рельефного рисунка и подканавочного слоя. Подканавочный слой составляет обычно 20—40% толщины протектора. Слишком тонкий подканавочный слой способствует растрескиванию протектора, повышению деформаций нитей корда первого слоя каркаса, уменьшению прочности каркаса при воздействии сосредоточенной нагрузки, а излишне толстый — ухудшает условия охлаждения шины, увеличивает гистерезисные потери, приводит к перегреву и расслаиванию покрышки. Высокий рельефный рисунок протектора утяжеляет шину, приводит к ее более быстрому нагреву и расслаиванию, увеличивает момент инерции колеса и его сопротивление качению. Особенно интенсивное тепловыделение наблюдается при повышенных скоростях движения, когда появляются дополнительные деформации протектора из-за действия сил инерции. Толщина протектора у шин легковых автомобилей колеблется в пределах 11 — 17 мм, у шин грузовых автомобилей 14—32 мм, а у арочных шин 40—60 мм. Ширина протектора равна примерно 70—80% ширины профиля шины. Автомобильные шины имеют различные рисунки протектора. Рисунок с продольными канавками (ребрами) имеет повышенное сцепление шины с дорогой в боковом направлении и недостаточное сцепление на мокрых и скользких дорогах в продольном направлении, рисунок с поперечными канавками дает противоположные результаты. Поэтому на практике широкое применение находят протекторы, рисунок которых имеет продольно-поперечные канавки. Рисунок протектора оказывает большое влияние на коэффициент сопротивления качению колеса, на износ шины и сцепление ее с дорогой. Сцепление шины с дорогой оценивают коэффициентом сцепления. Отношение продольного усилия, действующего на элемент протектора в контакте, к нормальной нагрузке характеризует собой напряженность данного элемента контакта. Напряженность, вызванная нормальной нагрузкой, в большой степени зависит от рисунка протектора, поэтому ее нужно выбирать такой, чтобы напряженность в контакте была, возможно меньшей. Борта покрышкиБорта. Бортами называются жесткие части покрышки, служащие для крепления ее на ободе колеса. Оки образуются из крыльев, обернутых концами слоев корда. В многослойных покрышках каждый борт содержит обычно два крыла. Крыло прямобортной покрышки изготовляют из бортового кольца, выполненного из стальной проволоки, твердого профильного резинового шнура, обертки и усилительных ленточек. Металлическое кольцо придает борту необходимую жесткость и прочность, а резиновый шнур — монолитность и способствует оформлению борта. Бортовое кольцо совместно с резиновым шнуром обматывают тонкой текстильной прорезиненной оберткой и усилительными ленточками, служащими для укрепления крыла в покрышке. Борта покрышки должны обладать большой прочностью и строго сохранять свои размеры. Форма бортового кольца сказывает существенное влияние на правильность установки и работы борта на ободе колеса. Прочность и жесткость бортов обеспечивается бортовыми кольцами, работающими в основном на растяжение. Наиболее монолитными, прочными и надежными являются кольца, изготовленные намоткой в виде троса из единичной проволоки. Бортовые кольца нагружены внутренним давлением в шине, силами, действующими на колесо со стороны дороги, силами, обусловленными посадкой с натягом бортов шины на конические полки обода, и центробежной силой. Запас прочности бортовых колец берут равным 4—5. Опыты показывают, что при качении шипы по дороге на статические предварительные напряжения в борте накладываются переменные (динамические) напряжения, максимальная величина которых наблюдается в точке борта, расположенной внизу над осью колеса. Прирост напряжений в указанной точке достигает 25—40% статических напряжений. Поэтому при точном расчете необходимо учитывать динамические нагрузки и усталостную прочность проволоки бортовых колец. Далее: Шины с металлокордом Главная | Автодром | Протектор и борта покрышки |
Курсы химии на Высших Бестужевских курсахПервые женщины-химикиРусские изобретения в залах ЭрмитажаИз истории советской калийной промышленностиИз истории содыИстория освоения космосаНесколько дат
Ковалевская Софья ВасильевнаСемья КюриБогдановская Вера ЕвстафьевнаБрюс Яков ВилимовичВолкова Анна ФедоровнаКурнаков Николай СеменовичЛермонтова Юлия ВсеволодовнаСемья Ласточкиных
Алюминий. Номер 13Железо. Номер 26Кальций в живой природеПриродные минералы кальцияРоль кальция в жизни животныхАвтоматическое пожаротушениеЭнология - наука о винеCтарые люди и технический прогрессИнтересно и короткоСамый маленький радиоприемникКак работает Нанорадио
Океан в опасностиДревние животные - теплокровные или нет?Алмазный слойЕдинство мира как проблема современной наукиЕдинство мира с точки зрения научного знанияУниверсальная симметрия и устойчивое равновесиеНоосфера - единство общества и природыЕдинство мира как методологическая проблема Исследование точек ЛагранжаКосмический бильярдНовые увеличители
Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие.
Альберт Эйнштейн |
|
© Волшебство науки, 2010-2024
Научные открытия, история науки, научные достижения, наука вокруг нас. Биографии великих учёных. Техника и технология через призму научных теорий. |
|