Волшебство науки
История науки Биографии Открытая наука Исследования Автодром Библиотека

Русские изобретения в залах Эрмитажа

Как правило, слово Эрмитаж ассоциируется с картинами, красивыми дворцовыми залами, скульптурами, мозаиками и всевозможными художественными вещицами, которые при всём своём великолепии характеризуют высокие достижения технологий обработки материалов в прикладных и декоративных целях. Однако есть в эрмитажной коллекции и экспонаты, скорее относящиеся к сфере научно-технического прогресса. В коллекцию одного из крупнейших музеев мира попали и работы русских изобретателей, народных мастеров-умельцев.

Иван Петрович Кулибин

Из русских изобретателей наиболее известен выдающийся механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735—1818)— автор проектов гигантских мостов, самодвижущихся судов, плавучих мельниц, семафорного телеграфа, коляски-самокатки и многих других оригинальных изобретений.

Часы «яичной фигуры» работы И. П. Кулибина
Часы «яичной фигуры» работы И. П. Кулибина.
1765 — 1769 гг.
Государственный Эрмитаж

На портрете Кулибина, хранящемся в Эрмитаже (работа художника H. H. Веденецкого), рядом с изобретателем изображены уникальные часы «яичной фигуры», которые находятся тут же, в соседней витрине. Сама идея создать диковинные часы, превосходящие все виденные ранее образцы, пришла Кулибину в 1764 году. Но лишь после того, как один из купцов предоставил необходимые средства, мастер смог приступить к осуществлению своего замысла. Он трудился в течение нескольких лет и закончил работы в 1769 году.

По размеру часы не больше гусиного яйца. Их корпус с многочисленными узорами сделан из позолоченного серебра. Внутри него скрыт сложнейший механизм, состоящий из нескольких сот деталей. На корпусе имеется кольцо, за которое часы можно подвесить, а с противоположной стороны — стекло и под ним циферблат и стрелки. Но часы не только указывают время. Каждые четверть, полчаса и час слышен музыкальный бой. А в полдень механизм ежедневно исполняет мелодию из торжественной кантаты, сочиненной Кулибиным в честь Екатерины II.

Каждый час в небольшом окошечке, расположенном сбоку, открывается дверца и в крошечном чертоге, словно на подмостках театра, разыгрывается сцена «Воскресение Христа». В ней действуют крохотные, отлитые из золота и серебра фигурки воинов, ангелов, жен-мироносиц. Действие сопровождается музыкой, причем до 12 часов дня — одной мелодией, а после полудня — другой. Сложнейший механизм этих удивительных часов до сих пор остается исправным. Часы «яичной фигуры» — один из памятников далекого прошлого, позволяющий еще лучше оценить талант и изобретательность народных мастеров.

Кулибин подарил эти часы Екатерине II когда она проезжала через Нижний Новгород. Вскоре после этого по приказу царицы Кулибин был назначен «механикусом», руководителем механических мастерских Академии наук и переехал из Нижнего Новгорода в Петербург.

Однако даже высокое положение «механикуса» (Кулибин занимал этот пост в течение трех десятилетий) не дало ему возможности практически осуществить наиболее значительные и смелые из своих проектов. Гравюра с изображением одноарочного висячего моста через Неву, чертежи «подоводного судна» и другие материалы, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, дают представление об интересных замыслах Кулибина, претворение которых в жизнь было немыслимо в то время.

Егор Григорьевич Кузнецов

Дрожки работы Е.Г.Кузнецова
Дрожки работы Е.Г.Кузнецова
1785 — 1801 гг.
Государственный Эрмитаж

В эрмитажной колекции есть небольшие металлические дрожки, снабженные инструментом, отсчитывающим пройденные версты, и небольшим органчиком, исполнявшим во время движения дрожек мелодии. Создатель этих дрожек — талантливый изобретатель Егор Григорьевич Кузнецов (род. в 1725 г.) — крепостной мастер Нижнетагильского завода Демидовых. Тут же на дрожках сохранился его портрет, который был написан крепостным мастером Сидором Дубасниковым прямо на металлической доске под органом. Портрет этот плохо сохранился, но и в таком виде интересен как одно из немногих изображений талантливых крепостных мастеров-умельцев.

Приборная панель
Дрожки работы Е.Г.Кузнецова. Приборная панель


Андрей Константинович Нартов

В Эрмитаже представлены станки, инструменты и прочее оборудование петровской царской Токарни. Руководителем Токарни (большой механической и инструментальной мастерской, оснащенной по последнему слову техники того времени) был выдающийся русский изобретатель и машиностроитель — Андрей Константинович Нартов (1680/94 — 1756).

Молодой, но уже опытный и искусный мастер, талантливый ученик школы математических и навигационных наук в Москве, он был замечен Петром I и по праву занял ведущее положение в придворной мастерской царя. В уникальной эрмитажной коллекции, состоящей из одиннадцати станков (один станок промышленного назначения и десять для художественных работ), особое внимание привлекает созданный Нартовым в результате долгой и напряженной работы (1718 — 1729 гг.) токарно-копировальный станок для обработки боковых поверхностей цилиндра. С помощью мартовского станка рельефные изображения с бронзовой модели могли быть перенесены на дерево, кость или другой материал. При этом суппорт (держатель резца) перемещался механически.
Конструкция Нартова появилась значительно раньше, чем англичанин Г.Модели, которого считают изобретателем суппорта, построил свой первый станок (1794 г.).

Токарно-копировальный станок, сконструированный А. К. Нартовым
Токарно-копировальный станок, сконструированный А. К. Нартовым
1718 — 1729 гг.
Государственный Эрмитаж

Многогранный талант Нартова проявлялся во многих областях, Он был специалистом в монетном деле (создал оригинальные станок для изготовления монет), работал в Артиллерийском ведомстве, где придумал и внедрил ряд важных технологических новшеств (станок для сверления канала ствола орудия, разработка способа задатки раковин в стволе пушек, создание скорострельной батареи из сорока четырёх мортирок и т.д.). Нартов заведовал механическими мастерскими Академии наук.

Плеяда выдающихся русских изобретателей, выходцев из народа - таких, как Кулибин, Ползунов, Черепановы, Кузнецов, Нартов - создала образцы опережающего время научно-технического мышления, предвосхитила эру автоматизации и механизации, а также сформировала условия для развития технологического прогресса в России.


Прикладное искусство в декоративно-бытовом аспекте широко и многогранно представлено на сайте Тайны старого сундука, в содружестве с которым подготовлена эта статья. Далеко не всегда утилитарность вещи - показатель её простоты и малозначимости в техническом и художественном смысле. Наоборот, современное создание живописных и скультурных шедевров мало чем отличается от творчества древних мастеров, а вот превращение сложных трудоёмких ручных работ по созданию повседневной одежды и аксессуаров в автоматизированный и роботизированный процесс потребовало столетий развития научно-технического знания. А некоторые тайны из старых сундуков неподвластны нам даже со всеми достижениями прогресса.




Далее: Из истории советской калийной промышленности

Главная   |  История науки  |  Русские изобретения в залах Эрмитажа







Единство мира как проблема современной науки
Среди вечных философских проблем, кардинальных вопросов мировоззрения идея единства мира занимает особое место...
Ноосфера - единство общества и природы
Абсолютизация разнообразных видов и форм природных взаимосвязей нередко приводит к спекулятивным утверждениям...
Единство мира как методологическая проблема
Современный этап развития научного знания характеризуется все в большей степени тенденцией к единству науки...
© Волшебство науки, 2010-2017
Научные открытия, история науки, научные достижения, наука вокруг нас.
Биографии великих учёных. Техника и технология через призму научных теорий.