История науки | Биографии | Открытая наука | Исследования | Автодром | Библиотека |
Русские изобретения в залах ЭрмитажаКак правило, слово Эрмитаж ассоциируется с картинами, красивыми дворцовыми залами, скульптурами, мозаиками и всевозможными художественными вещицами, которые при всём своём великолепии характеризуют высокие достижения технологий обработки материалов в прикладных и декоративных целях. Однако есть в эрмитажной коллекции и экспонаты, скорее относящиеся к сфере научно-технического прогресса. В коллекцию одного из крупнейших музеев мира попали и работы русских изобретателей, народных мастеров-умельцев. Иван Петрович КулибинИз русских изобретателей наиболее известен выдающийся механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735—1818)— автор проектов гигантских мостов, самодвижущихся судов, плавучих мельниц, семафорного телеграфа, коляски-самокатки и многих других оригинальных изобретений.
На портрете Кулибина, хранящемся в Эрмитаже (работа художника H. H. Веденецкого), рядом с изобретателем изображены уникальные часы «яичной фигуры», которые находятся тут же, в соседней витрине. Сама идея создать диковинные часы, превосходящие все виденные ранее образцы, пришла Кулибину в 1764 году. Но лишь после того, как один из купцов предоставил необходимые средства, мастер смог приступить к осуществлению своего замысла. Он трудился в течение нескольких лет и закончил работы в 1769 году. По размеру часы не больше гусиного яйца. Их корпус с многочисленными узорами сделан из позолоченного серебра. Внутри него скрыт сложнейший механизм, состоящий из нескольких сот деталей. На корпусе имеется кольцо, за которое часы можно подвесить, а с противоположной стороны — стекло и под ним циферблат и стрелки. Но часы не только указывают время. Каждые четверть, полчаса и час слышен музыкальный бой. А в полдень механизм ежедневно исполняет мелодию из торжественной кантаты, сочиненной Кулибиным в честь Екатерины II. Каждый час в небольшом окошечке, расположенном сбоку, открывается дверца и в крошечном чертоге, словно на подмостках театра, разыгрывается сцена «Воскресение Христа». В ней действуют крохотные, отлитые из золота и серебра фигурки воинов, ангелов, жен-мироносиц. Действие сопровождается музыкой, причем до 12 часов дня — одной мелодией, а после полудня — другой. Сложнейший механизм этих удивительных часов до сих пор остается исправным. Часы «яичной фигуры» — один из памятников далекого прошлого, позволяющий еще лучше оценить талант и изобретательность народных мастеров. Кулибин подарил эти часы Екатерине II когда она проезжала через Нижний Новгород. Вскоре после этого по приказу царицы Кулибин был назначен «механикусом», руководителем механических мастерских Академии наук и переехал из Нижнего Новгорода в Петербург. Однако даже высокое положение «механикуса» (Кулибин занимал этот пост в течение трех десятилетий) не дало ему возможности практически осуществить наиболее значительные и смелые из своих проектов. Гравюра с изображением одноарочного висячего моста через Неву, чертежи «подоводного судна» и другие материалы, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, дают представление об интересных замыслах Кулибина, претворение которых в жизнь было немыслимо в то время. Егор Григорьевич Кузнецов
В эрмитажной колекции есть небольшие металлические дрожки, снабженные инструментом, отсчитывающим пройденные версты, и небольшим органчиком, исполнявшим во время движения дрожек мелодии. Создатель этих дрожек — талантливый изобретатель Егор Григорьевич Кузнецов (род. в 1725 г.) — крепостной мастер Нижнетагильского завода Демидовых. Тут же на дрожках сохранился его портрет, который был написан крепостным мастером Сидором Дубасниковым прямо на металлической доске под органом. Портрет этот плохо сохранился, но и в таком виде интересен как одно из немногих изображений талантливых крепостных мастеров-умельцев.
Андрей Константинович НартовВ Эрмитаже представлены станки, инструменты и прочее оборудование петровской царской Токарни. Руководителем Токарни (большой механической и инструментальной мастерской, оснащенной по последнему слову техники того времени) был выдающийся русский изобретатель и машиностроитель — Андрей Константинович Нартов (1680/94 — 1756).
Молодой, но уже опытный и искусный мастер, талантливый ученик школы математических и навигационных наук в Москве, он был замечен Петром I и по праву занял ведущее положение в придворной мастерской царя.
В уникальной эрмитажной коллекции, состоящей из одиннадцати станков (один станок промышленного назначения и десять для художественных работ), особое внимание привлекает созданный Нартовым в результате долгой и напряженной работы (1718 — 1729 гг.) токарно-копировальный станок для обработки боковых поверхностей цилиндра. С помощью мартовского станка рельефные изображения с бронзовой модели могли быть перенесены на дерево, кость или другой материал. При этом суппорт (держатель резца) перемещался механически.
Многогранный талант Нартова проявлялся во многих областях, Он был специалистом в монетном деле (создал оригинальные станок для изготовления монет), работал в Артиллерийском ведомстве, где придумал и внедрил ряд важных технологических новшеств (станок для сверления канала ствола орудия, разработка способа задатки раковин в стволе пушек, создание скорострельной батареи из сорока четырёх мортирок и т.д.). Нартов заведовал механическими мастерскими Академии наук. Плеяда выдающихся русских изобретателей, выходцев из народа - таких, как Кулибин, Ползунов, Черепановы, Кузнецов, Нартов - создала образцы опережающего время научно-технического мышления, предвосхитила эру автоматизации и механизации, а также сформировала условия для развития технологического прогресса в России. Прикладное искусство в декоративно-бытовом аспекте широко и многогранно представлено на сайте Тайны старого сундука, в содружестве с которым подготовлена эта статья. Далеко не всегда утилитарность вещи - показатель её простоты и малозначимости в техническом и художественном смысле. Наоборот, современное создание живописных и скультурных шедевров мало чем отличается от творчества древних мастеров, а вот превращение сложных трудоёмких ручных работ по созданию повседневной одежды и аксессуаров в автоматизированный и роботизированный процесс потребовало столетий развития научно-технического знания. А некоторые тайны из старых сундуков неподвластны нам даже со всеми достижениями прогресса. Далее: Из истории советской калийной промышленности Главная | История науки | Русские изобретения в залах Эрмитажа |
Курсы химии на Высших Бестужевских курсахПервые женщины-химикиРусские изобретения в залах ЭрмитажаИз истории советской калийной промышленностиИз истории содыИстория освоения космосаНесколько дат
Ковалевская Софья ВасильевнаСемья КюриБогдановская Вера ЕвстафьевнаБрюс Яков ВилимовичВолкова Анна ФедоровнаКурнаков Николай СеменовичЛермонтова Юлия ВсеволодовнаСемья Ласточкиных
Алюминий. Номер 13Железо. Номер 26Кальций в живой природеПриродные минералы кальцияРоль кальция в жизни животныхАвтоматическое пожаротушениеЭнология - наука о винеCтарые люди и технический прогрессИнтересно и короткоСамый маленький радиоприемникКак работает Нанорадио
Океан в опасностиДревние животные - теплокровные или нет?Алмазный слойЕдинство мира как проблема современной наукиЕдинство мира с точки зрения научного знанияУниверсальная симметрия и устойчивое равновесиеНоосфера - единство общества и природыЕдинство мира как методологическая проблема Исследование точек ЛагранжаКосмический бильярдНовые увеличители
У него в комнате стояла модель вселенной – и, согласно всеобщему мнению, модель эта была куда более впечатляющей, чем оригинал. С мелким...
|
|
© Волшебство науки, 2010-2024
Научные открытия, история науки, научные достижения, наука вокруг нас. Биографии великих учёных. Техника и технология через призму научных теорий. |
|