Волшебство науки
История науки Биографии Открытая наука Исследования Автодром Библиотека

Мария Склодовская. Гувернантка, студентка

В сентябре 1884 года Маня возвращается домой. Здесь она сразу окунается в атмосферу напряженной интеллектуальной жизни. Ведь ее отец — человек очень высокой культуры. Он знакомит своих детей с творчеством польских поэтов. Отец очень рад, что вся семья снова в сборе, но часто упрекает себя за потерю неудачно вложенных сбережений, ибо это мешает ему обеспечить своим детям такое будущее, которого они заслуживают по своим способностям.

Дети ласково успокаивают отца и стараются зарабатывать себе на жизнь, давая частные уроки. Но найти эти уроки очень трудно. И Маня записывает в дневнике: «Одна из наших знакомых пришла справиться об уроках. Броня сказала ей, что мы берем по полтиннику за час занятий, и знакомая сбежала, словно обожглась!».

Но постепенно уроки все же нашлись, и Маня тоже начинает зарабатывать. Однако ей уже мало этого первого удовлетворения. Ей нужно найти воплощение своим патриотическим и научным мечтам. Она посещает нелегальный «летучий университет», основанный молодыми польскими студентами, которые стремились получить от добровольных профессоров дополнительные сведения но естественным и общественным наукам. Маня чувствует потребность в общественной деятельности и начинает участвовать в чтениях для рабочих. А для себя она много читает, перемежая философские книги стихами.

Она упорно и страстно ищет собственный путь. И в то же время ее сильно беспокоит судьба старших сестер и брата. Она надеется, что брат все-таки выпутается из затруднений, а Хеля выйдет замуж, но сильно переживает из-за Брони, которая, мечтая уехать в Париж – учиться медицине, вот уже три года вынуждена все свое время отдавать домашнему хозяйству.

Это положение кажется Мане все более и более невыносимым, и наступает день, когда она находит решение, безусловно героическое для восемнадцатилетней девушки того времени. Маня решает наняться учительницей в какую-нибудь семью. На деньги, которые она будет зарабатывать таким образом, Броня сможет учиться в Париже. Став врачом, Броня в свою очередь поможет Мане учиться в Сорбонне. В конце концов Броня позволила уговорить себя. И вот Маня — учительница в одной варшавской семье. Начало было жестоко трудным, и она с горечью пишет:

«Здесь мне удалось несколько лучше познать человеческую природу. Я узнала, что персонажи, с которыми я ранее встречалась только в романах, существуют в действительности и что не следует находиться в обществе людей, которых испортило богатство».

Затем она соглашается расстаться с Варшавой и переехать в деревню Шезуки, где ей предложили более высокую оплату. На этот раз она попадает в приятную семью. Маня пишет одной из двоюродных сестер:
«...Вот уже месяц, как я живу в семействе 3. У меня, следовательно, было время свыкнуться с новым местом. До сих пор мне хорошо. Супруги 3.— прекрасные люди. Я подружилась с их старшей дочерью, Бронкой, и это делает мою жизнь здесь более приятной. Что касается моего ученика, Андзи, которому скоро исполнится десять лет, то это послушный, хотя очень несобранный и избалованный ребенок. Но в конце концов, «возможно же требовать совершенства!».
«...Я работаю по семь часов в день: четыре часа с Андзей и три с Бронкой. Это довольно много, но тем лучше! Комната моя наверху, она большая, спокойная, приятная. У семейства 3. целая коллекция детей: три сына в Варшаве (один из них учится в университете, двое других — в пансионах). А дома Бронка (восемнадцать лет), Андзя (десять лет), трехлетний Стась и шестимесячная Маришка. Стась очень забавен».

Маня нашла в своей старшей ученице чуткую подругу. Вместе с нею она организует «классы» для окрестных крестьянских детей, в которых они обе ведут преподавание по-польски.

Отец Бронки — агроном, который наблюдает за посевами сахарной свеклы на двухстах гектарах. По соседству имеется завод, где Маня может брать научную литературу. В каждую свободную минуту она читает, переходя от физики Даниэля к социологии Спенсера (на французском), к физиологи и анатомии Павла Берта (на русском). Похоже., что Маня живет в условиях, благоприятных с точки зрения того будущего, о котором она мечтает. Но девушке именно здесь суждено было пережить тяжелое испытание.

Приехал на каникулы старший сын хозяев, студент Варшавского университета. Дома он встретил очаровательную девушку, столь непохожую на тех, с которыми ему доводилось поддерживать знакомство ранее. Студент очень красив и очень приветлив. Молодые люди понравились друг другу и решили соединить свои судьбы. Но родители оказались непреклонны: «На гувернантках не женятся»,— заявили они.

Маня храбро осталась на своем посту в Шезуки, чтобы выполнить свои обязательства, но она стала чувствовать себя там несчастной. Узнав, что свадьба ее сестры Хели тоже расстроилась, она пишет:
«Воистину можно потерять хорошее мнение о людях! Пусть отправляются ко всем чертям юноши, которые не хотят жениться на бедных девушках! Никто их не принуждает к этому. Но зачем же оскорблять, зачем же смущать покой невинных существ?».

Самым тяжелым оказалось то, что Маня потеряла веру в будущее. 10 декабря 1887 года она пишет:
«Мои планы на будущее — самые скромные: я мечтаю иметь собственный угол, в котором могла бы жить вместе с отцом. Ему, бедному, очень не хватает меня, он просто чахнет. Чтобы получить независимость, собственное жилье, я отдала бы полжизни».

Но уже когда она подводит итоги своего пребывания в Шезуки, к ней снова возвращается ее непобедимая энергия:
«Временами были моменты, которые, безусловно, я буду считать одними из самых горьких в моей жизни. Я все воспринимаю очень сильно, порой чувствую просто физическую боль, потом вздрагиваю, встряхиваюсь силы моего существа побеждают, и мне кажется, что я только что проснулась после кошмара... Первый принцип: не позволять ни людям, ни событиям подминать тебя».

Маня была очень рада, что нашла новую работу в Варшаве, в семье, где ее уважают и балуют. Но ее беспокоит будущее брата и сестры Хели, а в глубине души она еще надеется, что Казимир 3. добьется от своих родителей разрешения жениться на ней. Поэтому, когда Броня сообщает ей в марте 1890 года, что выходит замуж в Париже за студента-поляка Длуцкого и его семья приглашает обеих сестер жить с октября у них, чтобы они могли учиться в Сорбонне, Маня не торопится принять заманчивое предложение. Она колеблется, и в конце концов решает провести с отцом еще один год, прежде чем выберет свой путь.

На деле же она хочет понять, способен ли Казимир принять твердое решение относительно их свадьбы. ll сентябре 1891 года она встречается с Казимиром в Карпатах и, возмущенная слабостью его характера, решительно порывает с ним. В ней сразу поднимается неукротимое стремление к новой жизни, к научной работе, от которой она, казалось, одно время уже хотела отречься. Юзеф и Хеля успокаивают Маню, заверяя, что будут заботиться об отце во время ее отсутствия, и Маня начинает готовиться к отъезду в Париж.

Когда, наконец, сбывается давнишняя мечта, не сразу веришь в ее реальность. Переступив порог Сорбонны, слушая курсы математика Поля Аппеля, физиков Габриэля Липпмана и Эдмона Бути, Мария Склодовская чувствует себя словно во сне. Ей приходится много работать, чтобы восполнить пробелы в элементарных познаниях, и она подолгу засиживается по вечерам. Маня очень обрадовалась, когда ее встретили в Париже Длуцкие, но в семье счастливых молодоженов, которые вели веселую жизнь, часто принимали своих соотечественников, и Мария с трудом находила уединение. Поэтому она решает жить одна в Латинском квартале.

Маня поселяется сначала на улице Флаттерс, потом переезжает на бульвар Порт-Руайяль, затем на улицу Фейянтин. Каждый раз она снимает крохотную комнатушку под самой крышей, лишенную удобств. Молодая студентка редко топит свою печурку, работая в основном в библиотеке Сент-Женевьев. Но что значительно серьезнее, Маня очень плохо питается, так как совсем не научилась готовить. Часто она довольствуется только чаем и хлебом с маслом. Изредка заходит в кондитерскую, чтобы съесть пару яиц и выпить чашку шоколада. Но, как пишет ее дочь Эв, «имея всего сорок рублей в месяц (примерно сто франков по курсу 1895 года), она умела жить и даже, лишая себя необходимого, иногда позволяла себе некоторую роскошь: провести вечер в театре или совершить прогулку за город и принести домой цветы, собранные в лесу. Затерянная в большом городе, Маня нетерпеливо ожидает появления первых цветов и, как только у нее оказывается немного свободного времени и денег, устремляется в лес».

В то время ее поддерживала главным образом радость от работы, от встреч в Сорбонне с физиками, ставшими уже известными к тому времени: Жаном Перрэном, Шарлем Морэном, Эмэ Коттоном. Мария Склодовская была первой в выпуске физического факультета в 1893 году и второй — в выпуске математического факультета в 1894 году. Имея эти отличия, она занялась поисками работы, которая позволила бы ей и обеспечить свое существование, и начать, наконец, научные исследования, о которых она мечтала так давно. Именно в этот решительный момент, весной 1894 года, Мария познакомилась с Пьером Кюри. Ей еще нет двадцати семи лет, ему только что исполнилось тридцать пять.

В прекрасной книге, посвященной Пьеру Кюри и написанной много позднее, Мари так рисует их первую встречу:
«Впервые я встретила Пьера Кюри весною 1894 года, в Париже, где вот уже третий год училась в Сорбонне. Я недавно сдала экзамены на физическом факультете и готовилась к сдаче на математическом. Одновременно я начала работать в лаборатории профессора Липпмана. Один польский физик из числа моих знакомых, который очень уважал Пьера Кюри, однажды пригласил его и меня провести вечер вместе с ним и его женой.

Когда я вошла, Пьер Кюри стоял в проеме двери, выходящей на балкон. Он показался мне очень молодым, хотя ему уже исполнилось тридцать пять лет. Меня поразили его лицо, ясный взгляд и какое-то самозабвение, угадывавшееся в этом высоком человеке. Его немного медленная и продуманная речь, простота, его серьезное и одновременно молодое лицо, улыбка внушали доверие».


Эжени Коттон. «Семья Кюри и радиоактивность»




Главная   |  Биографии учёных  |  Семья Кюри  |  Мария Склодовская. Гувернантка, студентка







Единство мира как проблема современной науки
Среди вечных философских проблем, кардинальных вопросов мировоззрения идея единства мира занимает особое место...
Ноосфера - единство общества и природы
Абсолютизация разнообразных видов и форм природных взаимосвязей нередко приводит к спекулятивным утверждениям...
Единство мира как методологическая проблема
Современный этап развития научного знания характеризуется все в большей степени тенденцией к единству науки...
© Волшебство науки, 2010-2017
Научные открытия, история науки, научные достижения, наука вокруг нас.
Биографии великих учёных. Техника и технология через призму научных теорий.