Волшебство науки
История науки Биографии Открытая наука Исследования Автодром Библиотека

Софья Ковалевская. Между математикой и литературой

Деятельность Ковалевской не ограничивалась чтением лекций. Она принимала участие в редактировании математического журнала, основанного Миттаг-Леффлером в 1882 году и названного им по-латыни «Акта математика» (Математические известия). Желая сделать журнал широким по содержанию, Миттаг-Леффлер хотел, чтобы в нём печатались работы лучших иностранных математиков, и просил Софью Васильевну привлекать талантливую молодёжь и старых учёных Германии, Франции и России, когда она бывала в этих странах во время каникул. О Чебышеве он писал так: «Было бы очень приятно, если бы Чебышев приехал в Стокгольм. Мы постарались бы принять его как можно лучше. Когда Вы его в следующий раз встретите, то не забудьте напомнить ему о той жатве, которую он в Берлине обещал для Акта».

Софья Васильевна сама перевела на французский язык две статьи Чебышева, одну из которых он изложил в виде письма к Ковалевской, и они были опубликованы в шведском журнале. На обязанности Софьи Васильевны как члена редакции журнала лежал просмотр рукописей, присылавшихся для опубликования. Русские авторы посылали свои работы прямо на имя Ковалевской, полагаясь на её мнение.

Некоторые соотечественники делились с Софьей Васильевной своими математическими соображениями. Так, казанский математик В. П. Максимович прислал ей свои рассуждения о мнимых величинах.

В то время был распространён интерес к спиритизму. Против этого увлечения выступали, как известно, такие крупные учёные и писатели, как Дмитрий Менделеев и Лев Толстой. Защитники спиритизма использовали в своих целях некоторые математические понятия, якобы подкрепляющие их доводы о существовании «потустороннего мира».

В связи с этим знакомый Софьи Васильевны, С. Н. Цвет, отец крупного учёного-физика М. С. Цвета, «оседлав забытого математического пегаса» изложил ей в письме свои соображения по поводу вздорности подобных построений. При этом он обращался к Ковалевской, как к «многоумной нимфе Эгерии» (мудрая нимфа, советчица древнеримского царя Нумы Помпилия), и писал, что он, старый математик, ценит и любит в ней не одну только математическую величину, но и всё её «изящно-прекрасное существо».

В Швеции Ковалевская продолжила и развила свою литературную деятельность, выступив теперь уже с беллетристическими произведениями. Сама она говорила, что всю жизнь не могла решить, к чему у неё больше склонности: к математике или литературе. Когда голова устанет от абстрактных рассуждений, то невольно тянет к наблюдениям над жизнью и изложению этих наблюдений, и, наоборот, в другой раз вдруг «всё в жизни начинает казаться ничтожным и неинтересным, и только одни вечные, непреложные научные законы привлекают к себе». Ковалевская думала, что в каждой из этих областей она сделала бы больше, если бы занималась ею одной, но, однако, не могла отказаться ни от той, ни от другой.

И действительно, мы можем проследить за чередованием научной и литературной деятельности Софьи Васильевны. После работы над вопросом о преломлении света в кристаллических средах она пишет воспоминания об английской писательнице Эванс (Д. Элиот), скончавшейся в 1880 году. Этот блестящий психологический очерк был написан в связи с выходом в свет в 1884 году переписки Д. Элиот. В нём содержится ряд мыслей Ковалевской, сложившихся у неё под влиянием пережитого и прочувствованного ею, а также подмеченного из наблюдений над жизнью других людей. В дальнейшем отдельные этапы работы над задачей о вращении твёрдого тела перемежались с занятиями беллетристикой.

В 1887 году Софья Васильевна с увлечением работала, вместе с Анной-Шарлоттой Леффлер, над созданием драмы «Борьба за счастье». Реплики писала Анна-Шарлотта, но весь замысел, всё построение пьесы, вся обрисовка характеров действующих лиц принадлежали Ковалевской. Главная героиня пьесы Алиса наделена многими чертами, присущими Софье Васильевне.

Образ героя пьесы, инженера Карла Тореля, взят из наблюдений над людьми, которые являются, по её словам, «гениальными специалистами», но мало интересными н довольно беспомощными в частной жизни. К числу таких людей, по мнению Софьи Васильевны, относились математики Эрмит и Кирхгоф, известный в то время инженер Вернер Сименс и др. Введение к пьесе сопровождалось некоторыми рассуждениями из области математики. Драма «Борьба за счастье» подверглась в Швеции жестокой критике. Иной приём встретила пьеса в России, уже после смерти Ковалевской.

Софья Васильевна интересовалась методами лечения нервных болезней, в частности модным в то время гипнозом. В 1888 году, после посещения парижских больниц для нервнобольных, Ковалевская опубликовала в русской газете два очерка о лечении гипнозом в этих больницах. Она с юмором описывает приёмы, применявшиеся лечащими знаменитостями, не вызвавшими у неё особого доверия.

Ковалевская внимательно следила за русской и иностранной художественной литературой. Скоро она, по признанию шведской писательницы Эллен Кей, стала знать шведскую литературу лучше самих шведов.

Софья Васильевна интересовалась деятельностью русских писателей, старалась популяризовать за границей произведения русской литературы. Так, она указала переводчику на стихи Никитина и Добролюбова и прокорректировала шведский перевод добролюбовского стихотворения «Милый друг, я умираю». Софья Васильевна собиралась написать статью о Льве Толстом и уже обсуждала её содержание со своими знакомыми, но написать её не успела.

В восьмидесятые годы XIX столетия в шведском обществе шла интенсивная борьба нового со старым. На смену мрачной религиозной направленности пришли настроения свободомыслия и отказа от религии; возрос интерес к литературе, искусству. В Стокгольме был организован клуб публицистов, в котором собирались представители интеллигенции различных политических взглядов. Софья Васильевна была избрана в члены этого клуба. Интересно, что редактор самой распространённой шведской газеты, узнав об этом избрании, письменно заявил, что не хочет оставаться в таком обществе, куда принимают русских нигилистов.


П.Я.Полубояринова-Кочина. «Софья Ковалевская. Её жизнь и деятельность».

Далее: Профессор Соня

Главная   |  Биографии учёных  |  Ковалевская Софья Васильевна  |  Между математикой и литературой



Конференция СПТЭ-2024



Ковалевская Софья ВасильевнаРаннее детство. Родители.Палибино. Интерес к литературе и математикеПоездка в Швейцарию. Общественные веянияЛюбимая ученица Карла Вейерштрасса. Берлин - Париж - ЦюрихДоктор философииМатеринство и банкротствоНесбывшиеся надежды. ПублицистикаВозвращение к математике. Семейная трагедияПреломление светаСтокгольмский университетМежду математикой и литературойПрофессор СоняЗадача о вращении твёрдого телаПремия Парижской Академии наукДля госпожи Ковалевской в нашем отечестве нет местаЛюбовь и разлукиЛитературное творчествоРоковая простудаНаследие и наследницыСемья КюриБогдановская Вера ЕвстафьевнаБрюс Яков ВилимовичВолкова Анна ФедоровнаКурнаков Николай СеменовичЛермонтова Юлия ВсеволодовнаСемья Ласточкиных




Единство мира как методологическая проблема
Современный этап развития научного знания характеризуется все в большей степени тенденцией к единству науки...
Единство мира как проблема современной науки
Среди вечных философских проблем, кардинальных вопросов мировоззрения идея единства мира занимает особое место...
Ноосфера - единство общества и природы
Начало XXI века отмечено развитием автоматизированных и компьютерных систем, бурным ростом технологий...
© Волшебство науки, 2010-2024
Научные открытия, история науки, научные достижения, наука вокруг нас.
Биографии великих учёных. Техника и технология через призму научных теорий.

Интернет-технологии с Tatsel.ru