Волшебство науки
История науки Биографии Открытая наука Исследования Автодром Библиотека

Софья Ковалевская. Поездка в Швейцарию. Общественные веяния.

В 1866 году сёстры Корвин-Круковские вместе с матерью поехали за границу. Поездка была вызвана нездоровьем Анюты. Круковские направились в Швейцарию. Проездом Софа и Анюта два раза останавливались в немецком городе Штутгарте, где жила их двоюродная сестра Софья Аделунг, впоследствии ставшая детской писательницей и переводчицей с русского языка на немецкий.

В раннем детстве двоюродные сёстры встречались в доме своего дедушки в Петербурге и на его даче в Павловске. Две Софьи были одного возраста; чтобы различать их, одну стали называть Софой, другую — Аделунг — Соней. На маленьких тёзках лежала приятная обязанность — нести вдвоём корзину со сладостями к общему столу.

Аделунг оставила воспоминания, по которым можно судить о настроениях Анюты, а, следовательно, и Софы, находившейся под сильным влиянием своей сестры. Анна произвела на Соню Аделунг такое сильное впечатление, что та была охвачена фанатическим преклонением перед кузиной. Стройная и высокая, с пшенично-белокурыми волосами, большими голубыми глазами и топкими чертами лица, Анюта прекрасно пела грустные русские песни. Особенно любила она «Колыбельную» Лермонтова. Но не это было главным, что поразило её юную двоюродную сестру: двадцатитрехлетняя Анюта обладала ораторским талантом и с жаром излагала политические и социальные идеи, которые впитывала в себя. Обычно спокойная и молчаливая, она воодушевлялась, когда заходила речь о реформах в России, и говорила с поразительным красноречием. Её голова была полна мыслями и планами, почти готовыми проектами. Слово «жандарм» приводило Анюту в ярость, и долго нельзя было с нею говорить о чём-либо другом.

Аделунг отмечает, что сама она в то время совершенно не разбиралась в общественных вопросах, но, плохо понимая Анну, верила в неё как в умнейшее и прекраснейшее существо в мире.

Анна Корвин-Круковская
Анна Корвин-Круковская

Софья Ковалевская, как и её современники, под нигилизмом понимала социально-революционное движение в широком смысле слова. Но слово «нигилистка» впоследствии следовало за Ковалевской, создавая препятствия для её служебного положения. Сама Ковалевская вспоминала впоследствии о шестидесятых годах, как о времени больших надежд на то, что существующее состояние общества не сможет долго продлиться, что скоро наступит новое время — время свободы и всеобщего просвещения.

О близости Ковалевской к кружкам революционной молодёжи свидетельствуют следующие её слова:
«Когда трём или четырём из нас, молодёжи, случалось где-нибудь в гостиной встретиться впервые среди целого общества старших, при которых мы не смели громко выражать своих мыслей, нам достаточно было намёка, взгляда, жеста, чтобы понять друг друга и узнать, что находимся среди своих, а не среди чужих. И когда мы убеждались в этом, какое большое, тайное, непонятное для других счастье доставляло нам сознание, что вблизи нас находится этот молодой человек или эта молодая девушка, с которыми мы, быть может, раньше и не встречались, с которыми мы едва обменивались несколькими незначащими словами, но которые, как мы знали, одушевлены теми же идеями, теми же надеждами, той же готовностью жертвовать собой для достижения известной цели, как и мы сами!».

В своих «Воспоминаниях детства» Ковалевская говорит о властителях дум молодёжи шестидесятых годов, причём в русском издании имена их не названы, в издании же, вышедшем за границей, указаны три человека: Чернышевский, Добролюбов и Слепцов. Чернышевский и Добролюбов - революционные демократы, философы-материалисты и предшественники русской социал-демократии. Имя же Василия Алексеевича Слепцова в наши дни незаслуженно забыто. Максим Горький в статье, посвящённой тому писателю (в 24-м томе собрания сочинений), говорит о широкой общественной деятельности Слепцова, в частности об организации им лекций для женщин по общественным и научным вопросам и об устройстве «коммуны», где женщины жили собственным трудом, работая переплетчицами, белошвейками, переписчицами и т. д.

Софья Ковалевская (ранние годы)
Софья Ковалевская

М. Горький указывает, что Софья Васильевна Ковалевская, будущий знаменитый профессор математики, была лично знакома со Слепцовым. Это свидетельство лишний раз подчёркивает активную принадлежность Ковалевской к радикальным кружкам шестидесятых годов. В пятидесятые годы, когда подготовлялась отмена крепостного права, русское общество возлагало большие надежды на эту реформу и ожидало общего подъёма в культурном развитии своей родины. Однако осуществление царским правительством реформы 1861 года не удовлетворило крестьян и не оправдало ожиданий общества. В России возникли идеи революционных организаций для борьбы с русским самодержавием, брожение шло в широких общественных слоях.

Сёстры Корвин-Круковские, живя в Палибино, были в курсе политических событий. Они доставали через своих знакомых такие журналы, как «Современник», который был основан А. С. Пушкиным, а затем издавался Н. А. Некрасовым и Н, Г. Чернышевским. Под руководством последнего, при участии Добролюбова, Слепцова и др. этот журнал стал органом революционных демократов. Сёстры читали и журнал разночинной интеллигенции «Русское Слово», а также «Колокол», издававшийся Герценом в Лондоне и запрещённый в России.

Журналы «Современник» и «Русское Слово» в 1866 году были закрыты царским правительством за их «вредное» влияние на молодёжь. В апреле этого года революционер-террорист Д. В. Каракозов совершил покушение на царя Александра II и осенью был повешен. После выстрела Каракозова пошли массовые аресты. В числе арестованных были В. А. Слепцов, П. Л. Лавров и ряд других людей, которых знали сёстры Корвин-Круковские. Этим отчасти и объясняется та ненависть, которую Анюта питала к жандармам.

Не только Анюта, но и Софа была захвачена «электризующим», по словам Аделунг, влиянием новых мыслей и взглядов русского общества: «она была постоянно готова за свои высокие идеи, за человечество, идти сквозь огонь, умереть мученической смертью, если бы это было Нужно». С ранней молодости Софа обладала способностью увлекать за собой других. Она принимала участие в общих беседах и захватывала всех своим воодушевлением. Её большие выразительные глаза смотрели пытливо, как бы проникая в душу собеседника.

В 1866 и 1867 годах, когда сёстры были в Швейцарии, и этой стране происходил ряд съездов, имевших международное значение, в том числе первый и второй конгрессы Первого Интернационала. Несомненно, что сёстры интересовались тем, что происходило на этих съездах, так как об этом много писали в газетах и много говорили, в особенности русские, приезжавшие в Швейцарию в связи со съездами или жившие там в качестве эмигрантов.

Аделунг говорит, что в это время, т. е. когда Софе было 16 — 17 лет, у неё, несмотря на математические наклонности, ещё не было желания посвятить себя исключительно математике. Это объяснялось необычайной многосторонностью её натуры — девушка с воодушевлением и страстью схватывала всё, что действовало на её ум и чувство. Она интересовалась литературой и искусством, естественными науками и общественными течениями.

Однако Софа, при всех новых впечатлениях от поездки, не забыла о математике. Она написала в Палибино письмо с просьбой прислать ей математические книги с Малевичем, который также должен был приехать в Швейцарию вместе со своим учеником Федей.


П.Я.Полубояринова-Кочина. «Софья Ковалевская. Её жизнь и деятельность».



Далее: Любимая ученица Карла Вейерштрасса. Берлин - Париж - Цюрих

Главная   |  Биографии учёных  |  Ковалевская Софья Васильевна  |  Поездка в Швейцарию. Общественные веяния



Ковалевская Софья ВасильевнаРаннее детство. Родители.Палибино. Интерес к литературе и математикеПоездка в Швейцарию. Общественные веянияЛюбимая ученица Карла Вейерштрасса. Берлин - Париж - ЦюрихДоктор философииМатеринство и банкротствоНесбывшиеся надежды. ПублицистикаВозвращение к математике. Семейная трагедияПреломление светаСтокгольмский университетМежду математикой и литературойПрофессор СоняЗадача о вращении твёрдого телаПремия Парижской Академии наукДля госпожи Ковалевской в нашем отечестве нет местаЛюбовь и разлукиЛитературное творчествоРоковая простудаНаследие и наследницыСемья КюриБогдановская Вера ЕвстафьевнаБрюс Яков ВилимовичВолкова Анна ФедоровнаКурнаков Николай СеменовичЛермонтова Юлия Всеволодовна




Единство мира как проблема современной науки
Среди вечных философских проблем, кардинальных вопросов мировоззрения идея единства мира занимает особое место...
Ноосфера - единство общества и природы
Абсолютизация разнообразных видов и форм природных взаимосвязей нередко приводит к спекулятивным утверждениям...
Единство мира как методологическая проблема
Современный этап развития научного знания характеризуется все в большей степени тенденцией к единству науки...
© Волшебство науки, 2010-2017
Научные открытия, история науки, научные достижения, наука вокруг нас.
Биографии великих учёных. Техника и технология через призму научных теорий.